Функциональная грамотность
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
Нормативные документы Федерального уровня:
Нормативные документы Регионального уровня:
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 01.12.2021 № 3590 «О внесении изменений в приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 21 сентября 2021 г. № 2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского от 11.10.2021 № 47-01-13-22936/21 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
Нормативные документы Муниципального уровня:
- Приказ управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район от 30 сентября 2021 г. № 980/1 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Красноармейский район»
- Приказ о внесении изменения в приказ управления образования администрации муниципального образования Красноармейский район от 30 сентября 2021 года № 980/1 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Красноармейский раойн"
Нормативные документы уровня образовательной организации
Анализ качества преподавания ФГ 2023-2024
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно ознакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Банк заданий PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
Мастер — классы PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa
Медиатека (prosv.ru) Электронные учебники в медиатеке https://media.prosv.ru/